Обжаловать решение государственного или частного исполнителя можно в течение 10-ти дней. Как рассчитать этот срок? Какие уважительные причины для его пропуска?
При выполнении любого исполнительного документа у сторон исполнительного производства есть 10 дней на обжалование постановлений и действий исполнителя. Этот срок установлен как Законом Украины “Об исполнительном производстве” от 02.06.2016 № 1404-VIII так и процессуальными кодексами. И во всех нормативных актах указано, что срок начинает истекать с момента, когда лицо узнало или могло узнать о нарушении права.
Но мы все же рекомендуем обжаловать постановления, или действия исполнителя в течение 10 дней с момента вынесения постановления или осуществления исполнителем действия. Если подать жалобу в этот срок не удалось, конечно, возможно отталкиваться от даты получения документов, но есть риск того, что исполнитель и/или взыскатель будет утверждать, что срок пропущен.
Кроме того, хотим обратить внимание на то, что в части 5 статьи 74 Закона Украины “Об исполнительном производстве” от 02.06.2016 № 1404-VIII указано, что решения и действия исполнителя, должностных лиц органов государственной исполнительной службы по исполнению судебного решения могут быть обжалованы в течение 10 рабочих дней со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав, свобод или законных интересов. А в части 1 статьи 449 Гражданского процессуального кодекса Украины от 18.03.2004 № 1618-IV указано, что жалоба может быть подана в суд: а) в десятидневный срок со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении его права или свободы.
Для того, чтобы не ставить суд перед выбором каким нормативным актом руководствоваться при определении срока, жалобы лучше подавать в течение 10-ти календарных дней.
Если 10-дневный срок во всех возможных вариантах уже пропущен, то это плохо, но еще не конец. Срок который пропущен по уважительной причине может быть восстановлен судом.
Примеры судебной практики, когда суды признавали причины пропуска срока уважительными:
- Эпидемия коронавируса. Сторона не имела доступа к органу государственной исполнительной службы и не могла воспользоваться правовой помощью (определение Московского районного суда города Харькова от 08.04.2021 по делу № 643/6116/21).
- Лицо предпринимала попытки добиться выполнения решения без принудительного исполнения, а именно – писала заявления в государственное казначейство, надеясь, что решение будет исполнено (определение Хозяйственного суда Сумской области от 06.04.2021 по делу № 920/6/20).
- Сторона только недавно ознакомилась с материалами исполнительного производства (определение Хозяйственного суда Запорожской области от 31.03.2021 по делу № 908/1832/18).
- Перед тем, как обратиться в суд, лицо обжаловала действия государственного исполнителя начальнику государственной исполнительной службы (определение Черкасского районного суда Черкасской области от 16.03.2021 по делу № 707/1866/15-к).